Комплекс наглядно-дидактических игр

Комплекс наглядно – дидактических игр, как одно из средств развития речи детей.
         Одной из главных задач подготовки ребёнка к школе является развитие его речи – феномена сложного и основного показателя готовности к успешному обучению. При этом необходимо соблюдать основное правило : « Не принуждать, а побуждать ребёнка к речи».
          Развитая речь дает ребёнку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум, волю, чувства. Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребёнка. Чем меньше возраст ребёнка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи. Дети плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребёнка.
         Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребёнка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребёнка уже в дошкольном возрасте.
         Количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Это дети с общим недоразвитием речи, ринолалией, дизартрией, алалией, детской афазией.
          Огромное значение в устранении различных форм нарушений речи, в преодолении нарушений познавательной деятельности принадлежит занятиям с учителем - дефектологом. Коррекционный процесс с такими детьми требует длительных упражнений с многократным повторением. На начальном этапе обучения традиционно принятия в работе учителя – дефектолога коррекция произношения ( автоматизация и дифференциация звуков речи), работа над лексико – грамматическими категориями и развитием связной речи зачастую принимают монотонность, однообразие, оказываются малодоступными большинству воспитанников. Это приводит к поиску более разнообразных средств обучения. Одним из них является наглядность.
          В дидактических играх создаются такие условия, когда в восприятии   предметов участвуют как можно больше анализаторов, когда дети могут
рассмотреть предмет, потрогать, обследовать рукой. Таким образом, дидактические игры будут способствовать накоплению у детей сенсорного опыта. 
          Игры помогут педагогам поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции. Стать основной для установления контакта с трудными детьми, а значит – будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков и развитии речи.
          В дидактических играх и упражнениях дети подводятся не только к восприятию предмета в целом, но умею выделять отдельные признаки, качества предмета, отношения одних предметов к другим, к умению выразить это в речи. Для восприятия звуковой культуры детей на занятии рекомендуется проводить дидактические игры не только для развития речедвигательного аппарата, но и правильного произношения звуков. В старшем дошкольном возрасте сохраняет свое значение задача формирования правильного звукопроизношения, так как основная часть детей должна уже владеть звуковой ( звукопроизносящей) культурой родного языка. Подбирают игры в зависимости от того, какие звуки надо закрепить.
         Автоматизация звуков осуществляется в дидактических играх: « Лошадка», « Дерево», « Пальма», « Подсолнух» , « Слепим снеговика» и дифференциация звуков – в дидактических играх « Дерево», « Подбери пару», « Кладовая белочки» ( приложение № 1). Основными задачами этих игр является: упражнение детей в правильном произношении данного звука в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха, слухоречевой памяти.
         Специфика данных наглядно – дидактических пособий обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. При этом исключаются слова со смешиваемыми звуками. Предусматривается постепенное усложнение условий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью данных игр является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлений требований к их правильному фонетическому оформлению.
         При работе над лексико – грамматическими категориями и развитием связной речи, большое значение имеет разнообразие дидактических игр. При развитии лексико – грамматических средств языка можно использовать такие игры как: «Фрукты», « Овощи», « Ягоды», « Грибы», 
« Сварим суп», « Урожай» ( приложение № 2). Основными задачами этих игр является: учить правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительное с прилагательным в роде, числе и падеже, числительное с существительными; учить образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно – ласкательными суффиксами; учить владеть некоторыми способами словообразования.
         Игры для развития связной речи учат детей понимать: что речь состоит из предложений, предложения – из слов; составлять и использовать простые распространённые предложения, составлять небольшие рассказы; использовать в речи интонацию вопроса, восклицание радости, удивления, восхищения. Все эти основные задачи прослеживаются в таких играх как: « Собираем ягоды», « Паровозик», « Дачный посёлок»
(приложение № 3). 
         Коррекционный процесс требует от ребёнка сосредоточенности и отдачи. В значительной степени этому способствуют эмоциональный настрой, двигательная активность, которые реализуются с помощью разнообразных наглядных средств обучения. Игры помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, а всё это будет способствовать
достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков и развития речи.
 
 
 
 
НАГЛЯДНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСТИЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(для детей 4-6 лет)
 
 
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
 
« Дерево»
( яблоня, груша, слива, вишня, черешня, абрикос, лимон, дуб)
Цель: автоматизация и дифференциация звуков
[м],[мь];[б],[п];[д],[т];[в],[ф];[ш],[ж];[ч],[ть];[л],[ль],[р],[рь]в слогах.
Материал: красочное панно с изображением дерева, которое с помощью вырезанных яблочек превращается в яблоню, груш – в грушу, слив – в сливу и т.д. На обратной стороне яблочек находятся картинки.
 
Ход игры
    Ребёнку предлагается собрать урожай. Он « срывает» яблоко ( грушу, сливу, лимон, абрикос, желудь), называет на обратной стороне предметную картинку, автоматизирует звук в словах. « Срывая» с дерева пару вишен, пару черешен, ребенок называет пару предметных картинок и дифференцирует звуки в словах. Выигрывает тот, кто, собирая урожай, правильно произносит звуки.
 
 
 
« Пальма»
Цель: автоматизация звуков [б],[бь] в словах.
Материал: красочное панно с изображением пальмы, на которой висят бананы. На обратной стороне бананов – предметная картинка.
 
Ход игры
    Педагог приглашает в путешествие в жаркие страны. Ребёнок срывает с пальмы бананы, называет предмет, изображенный на картинке.
 
 
 
 
« Слепим снеговика»
Цель: автоматизация звуков [с],[сь] в словах.
Материал: красочное панно с изображением зимы. « Комья снега» -кружки разного размера, вырезанные из воздушного белого материала, на обратной стороне которых – предметные картинки.
 
Ход игры
    Ребёнку предлагается зимняя прогулка. Дети лепят снеговика. Берут
 « ком снега», называют предметную картинку и приклеивают ( с помощью липкой основы) ком на панно. В процессе игры они лепят разных снеговиков.
 
 
 
« Подбери пару»
Цель: дифференциация звуков [с],[ть];[с][ц] в словах.
Материал: красочное панно с двумя мышками и норками, пары обуви
( туфли, ботинки, кроссовки, сапоги), на обратной стороне которых находятся по две предметные картинки.
 
Ход игры
 
    Педагог рассказывает, что мыши забрались в гардеробную и разбросали всю обувь. Просит детей навести порядок, чтобы не огорчать хозяйку. Ребёнку предлагается составить пару. Правильно называя предметные картинки. Дети выполняют задание, оклеивая выбранную пару обуви от панно.
 
 
 
 
 
НАГЛЯДНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(для детей 4-6 лет)
 
 
«Фрукты», « Овощи», « Ягоды», « Грибы»
 
Цель: учить обобщению предметов.
Материал: дерево, набор фруктов, грядка, набор овощей, лесная полянка, грибы, куст, ягоды.
 
Ход игры
    Ребёнок обобщает предметы по существенным признакам. Например, морковь растёт на грядке – это овощ, груша растёт на дереве – это фрукт и т.д.
 
 
 
« Сварим суп»
Цель: учить согласовывать в речи существительные мужского рода и прилагательное в числе и падеже.
Материал: вырезанные из эластичного материала прозрачные супницы с двумя отверстиями – вверху и внизу. Ленты с изображением картофеля, грибов, вермишели, курицы, мяса, молока и т.д.
 
Ход игры
 
    Ребёнок варит суп: засовывает ленту с предметными картинками в супницу и называет, какой суп получился. Например, суп из грибов – грибной. Суп из гороха – гороховый и т.д.
 
 
 
 
 
« Урожай»
Цель: учить правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи числительное и существительное.
Материал: разной формы и величины деревья с листьями - кармашками, набор фруктов и овощей.
 
Ход игры
    Ребёнок « вешает» яблоки или груши на дерево, называет их количество. Например, одно яблоко, два яблока, много яблок; одна груша, две груши, много груш и т.д.
 
 
 
 
НАГЛЯДНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
(для детей 4-6 лет)
 
« Собираем ягоды»
Цель: учить составлять небольшие рассказы из предложений, составленных по опорным картинкам.
Материал: набор ягод, на обратной стороне которых – предметная картинка.
 
Ход игры
    Педагог выкладывает ряд ягод, ребёнок переворачивает по порядку ягоды и составляет предложение по опорным картинкам. Игра ставится интереснее, когда рассказ составляют несколько детей, последовательно « цепляя» предложение друг за другом, устанавливая причинно – следственные связи.
 
 
 
« Паровозик»
Цель: учить составлять предложения по опорным картинкам, выделять ударный слог в словах.
Материал: красочное панно с изображением паровозика, состоящего из отдельных вагонов.
 
Ход игры
 
    Ребёнок вставляет предметные картинки в кармашки на вагончиках, составляя по ним предложения, придумывает небольшой рассказ.
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература:
 
 
 
1.     Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М: Просвещение,1992.
2.     Белобрыкина О.А. Речь и общение.-Яр.: 1998.
3.     Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М: Просвещение,1985.
4.     Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М: Просв., 1985.
5.     Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников- М: 1999.
6.     Забрамная С.Д. От диагностики к развитию.- М: 1993.
7.     Игра дошкольника/ под ред.С.Л.Новосёловой.-М.,1989.
8.     Кривовязова Н.Д. Обучение связной речи.: У-п.Мн: 2000.
9.     Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Яр.1997.
10.                 Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Спб.: Дельта,1998.
11.                 Эльконин Д.Б. Психология игры.- М. Педагогика, 1978.
12.                Альбом – игра с заданиями для развития речи « Где щенок?». М: 1999.