Игры на развитие фонематического восприятия

Уважаемые родители, вам предлагаются игры с ребенком для развития фонематического восприятия и подготовки его к школе.
Играйте, общайтесь, развивайте речь и готовьтесь к школе.
Игры на развитие слухового внимания
1. «Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами: а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;
б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с, обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.
2. «Жмурки».Цель та же:
а) дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комна­ты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями;
б) дети встают рядом, определение направления звучания должно быть очень точным.
3. «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.
На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.
Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звуча­ния, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).
4. «Сделай так же».Цель та же.
На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, та­релка, кружка, всего пять-шесть предметов.
Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ре­бёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.
5. «Короб-коробок, подай голосок»— различение близких звучаний, шумов.
На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно на­зываются.
Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем пере­ставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показы­вают на образец (картинку).
6. «Что ты слышишь?»
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип две­ри, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
7. «Пограничник»— определение направления шороха.
Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с за­вязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух опре­деляет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.
8. «Кто так кричит?»— узнавание голосов животных.
Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами под­ражают голосам или называют животных.
9. «Найди игрушку»— определение силы звучания.
Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ла­доши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.
10. «Все или один».
Дети внимательно вслушиваются в слова обучающего, который ти­хим, спокойным голосом, с одинаковой интонацией произносит корот­кие указания для всех детей, чередуя их во избежание подражания друг другу с указанием отдельному ребёнку. «Встаньте все ровно, тихо сади­тесь»; «Оля, подвинь стул ближе к столу»; «Таня, открой дверь»; «Витя, по­дай игрушку». (Жесты со стороны обучающего исключаются.)
11. «Тихо — громко».
Под тихое звучание музыки дети идут на носочках; «музыка» стано­вится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малы­ши бегут.
12. «Узнай по голосу».
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
13. «Подвигаемся».
Взрослый читает стихотворение, под которое можно ручками похлопать, ножками потопать («Барабанщик», «Идёт коза...»).
14. «Остановись». Дети произносят много раз какое-либо простое слово или слог, но после команды «стоп!» все замолкают. Кто не смог вовремя замолчать — про­игрывает.
15. «Будь внимателен».
Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: «Петя, что у меня в руке?» Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос.
 
Игры на развитие слуховой памяти
1. «Запоминай и выполняй».
Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словес­ных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку по­сади в машинку, куклу дай Кате».
Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване.
2. «Посмотри и запомни».
Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствую­щие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.
3. «Правильно отберёшь — фишку возьмёшь».
На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же последовательнос­ти и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки).
4. «Угадай, что на картинке».
Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок дол­жен угадать, где лежит та или иная картинка.
5. «Наведи порядок».
Называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен разло­жить их в той же последовательности.
6. «Угадай, чего не стало».
На столе разложены шесть картинок. Две из них один ребёнок от­кладывает к остальным рисункам. Другой ребёнок должен их там найти и назвать.
7. «Возьми свои картинки».
Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.
8. «Что я не назвала?»
Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять и по возможности называют их.
9. «Продавец».
Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков, затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям.
10. «Наседка и цыплята».
После того как «наседка» постучит по столу, ребёнок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке.
11. «Кидай и слушай».
Двое детей кидают друг другу мяч. Если ребёнок слышит слова «раз, два, три», то кидает мяч другому; если же слышит только «раз, два», то до мяча не дотрагивается, иначе получает штрафное очко.
 
Развитие речевого слуха
Следующий этап воспитания слухового восприятия — узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемыеслова постепенно усложняются по звуковому составу:
а) далёкие слова: муха, паук, утка, вата;
б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото;
в) с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочки, удочки, краны, раны, рот, крот;
г) слова, различающиеся одним - двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток; рот, кот, кок, сок, бок, бот,; миска, мишка, шишка, пышка, вышка, мышка;
д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля (Оля) держит шарик. Вова мыл (мёл) пол.
Игры на развитие речевого слуха
1. «Кто летает (плавает, едет, бегает)?»
Произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар... Дети в нужный момент имитируют руками полёт и произносят: «Летит». Кто ошибается, тот выполняет индивидуальное задание.
2. «Кто к нам пришёл?»
Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Например, слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей — «тук-тук» или имитация забивания гвоздей.
3. «Телефон».
а) Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ре­бёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям.
Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз» — флажок, звёздочку...
      б) В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей. Обучающий называет четыре сходных слова, например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово (первый — точка, второй — бочка, третий — дочка, четвёртый — кочка), а пятый произ­носит первое слово этого ряда и т. д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индиви­дуального задания.
4. «Называй, не зевай!»
Дети получают по две картинки, названия которых сходны по зву­ковому составу. Обучающий произносит слова, а имеющий нужную кар­тинку отвечает условной фразой: «Вот она (он)» или: «У меня мак (лак, лук, сук)» и т. д.
5. «Хорошо послушай».
Предлагается шесть — восемь картинок, среди которых есть близкие по звучанию; следует найти и назвать эти картинки.
 6. «Найди пару».
На столе перемешаны картинки: оса, коса, ужи, лужи, пушки, ушки, соль, фасоль, сокол, кол. Ребёнок находит два рисунка со сходными назва­ниями, полученными в результате прибавления или исключения одно­го - двух звуков.
7. «Догадайся сам».
Картинки разделены на две стопки: в одной картинки лежат рисунком вверх, в другой — рисунком вниз. Предлагается найти картинку, которой нет среди открытых. Догадается ли ребёнок, что её там нет, или подаст вместо неё сходную по звуковому составу?
8. «Добавим и запомним».
Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша. Паша, паша / каша, Паша, паша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
9. «Запомни фразу».
Обучающий произносит предложение, ребёнок находит соответству­ющий рисунок и, если может, повторяет фразу. Например: У Ани мишка. У Вани мышка. У Зои удочка (дудочка, дочка). Саня у пал (упала). Аси лента. У Васи лепты.
10. «Делай, как слышишь».
Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок дол­жен выполнять не то, что видит, а то, что слышит

 
Развитие фонематического слуха
 
Работа с рядами гласных звуков
Развитие фонематического слуха первое время проводится на мате­риале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.
Игровые приемы в работе с гласными звуками
1. «Узнай плач Алёнушки» ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а...
2. «Когда болят зубки?» ооо.
3. «Кто услышит жеребёнка?»иии.
4. «Осторожно, паровоз!»ууу.
5. «Послушаем эхо»эээ.
6. «Прощальный сигнал парохода»ыыы.
7. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду.
Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, напри­мер А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответ­ствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в на­чале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать коли­чество звуков и участников.
8. «Споём начало (середину, конец)».
Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции.
9. «Что исчезло?»
Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что ис­чезло?» — И. — «В какой позиции?» — «В середине».
10. «Что добавилось?» Добавляется один или пара звуков.
11. «Назови второй (пятый) звук».
Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.
12. «Назови по порядку».
Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.
13. «Узнай по губам».
Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.
 
Работа со слоговыми рядами
Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком.
Последовательность слоговых упражнений с постепенным их услож­нением за счёт составляющих элементов: а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА;
б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ;
в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ;
г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ;
д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ.
Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увели­чивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА..., ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элемен­тов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.
 
Игровые приёмы в работе со слогами
1. «Не пропусти слог».
Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик...), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА... Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном.
2. «Живые слоги».
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а, выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был пер­вым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвеча­ют, что получилось, или находят такую картинку среди других.
3. «Цепочка».
Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА... ТО-ПУ-АХ...
4. «Посчитай».
Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.
5. «Вспомни чужой голосок».
Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети про­износят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти.
6. «Какой слог лишний?»
Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ.
7. «Запомни и повтори».
Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каж­дый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.
 
Игры на узнавание звука в слове
1. «Покажи картинку (игрушку, предмет)».
Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с задан­ным в слове звуком,
2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)».
Услышав заданный звук, ребенок, поднимает в руке фигурку.
3. «Изобрази».
Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — ку­кушке, на 3 — комару...; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипе­ние змеи, рука «ползёт» по столу.
4. «Назови».
Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг.
5. «Найди одинаковый звук».
Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С.
6. «Остановись».
Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда... Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же ин­тонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда.
7. «Выбери правильно».
Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях кото­рых есть заданный звук.
8. «Звук в конце (в середине, в начале)».
Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии.
9. «Раздели на три».
В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.
10. «Где звук?»
В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (на­чало, середина и конец ряда). Взрослый называет звук и произносит сло­ва, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове.
11. «Кто больше?»
Ребёнок может:
а) подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине;
б) назвать окружающие предметы с тем же звуком;
в) вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.
 
 
 
 
Дифференциация оппозиционных звуков
 
Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.
Игры на развитие умения дифференцировать
оппозиционные звуки
1. «Где звук?» (пример сравнения звуков С—Ш разными способами). Ребёнок может:
а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;
б) ответить словами: сад, шуба;
в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;
 г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос,
паровоз);
 д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета: свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;
 е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).
2. «Запомни и повтори».
Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными
звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрывают-
ся экраном или переворачиваются.
3. «Найди, что надо».
На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.
4. «Раздели на два».
Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции.
5. «Раздели на два и на три».
Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каж­дую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове.
6. «Телеграф».
Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с перво­го слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ...
7. «Что такое, повтори!»
Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки почки; в пер­вом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).
8. «Начни с конца».
Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки бочки.
9. «Замени звук».
Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).
10. «Что раньше?»
Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Напри­мер: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л.
11. «Что потом?»
Какой из парных звуков слышится позже? Том — дом — Д.
12. «Назови по порядку».
Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов — Р, Л.
13. «Начни с конца».
Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. На­пример: цок сок — С, Ц.
14. «Закончи слово» (демонстрируются картинки).
 Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.
15. «Слушай соседа».
Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обрат­ной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, на­пример К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д.
 
16. «Закончи предложение».
Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак.
17. «Кто больше?»
Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима»
 (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...
18. «Вспомни слово».
Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок.