Полоролевое воспитание в неполной семье

Полоролевое воспитание в неполной семье
 
         К трехлетнему возрасту ребенок осознает себя как личность, отделяет Я от МЫ, начинает говорить о себе в первом лице. С этого периода меняется его восприятие мира. Он учится распознавать так называемые социальные роли, а также формировать свою собственную роль.
         Что такое роль? Это наша маска. Набор привычек, способов поведения, выполняемых обязанностей, представлений о себе, половых признаков и т. д. Представление о себе начинает складываться у человека с 3 лет.
         Что оказывает влияние на формирование роли? Семья, а также другие люди, с которыми ребенок общается: сверстники, окружающие взрослые. Но право первенства принадлежит семье. Ребенок наблюдает своих родителей и идентифицирует себя с родителем своего пола, перенимает его привычки, взгляды, движения. Наблюдая родителя противоположного пола, ребенок строит образ своей будущей половины и способ общения с младшими (по возрасту, положению и т. д.).
         Как распределяются роли в неполной семье? Неполная семья неизбежно приводит к искажению ролевых позиций внутри семьи. Если семья проживает со старшими родственниками, то, как правило, материнскую, женскую роль в семье на себя берет бабушка. Мать же при этом заменяет отца, т. е. играет мужскую роль – охранителя, деятеля, авторитета, лидера. Мать решает все внешние, связанные с окружающим социумом, вопросы. А бабушка обеспечивает ребенку ласку и заботу.
         Как это распределение ролей отражается на ребенке? Надо отметить, что существенные нарушения формирования социальной роли в этой ситуации возникают в основном у мальчиков, т. к. девочки сполна получают образец как материнской, так и «отцовской» роли. В случае с девочками можно говорить лишь о возможной повышенной капризности и требовательности такого ребенка.
         Мальчику в неполной семье получить мужскую роль сложнее. Полоролевой идентификации с матерью быть не может, а значит, мальчик получает лишь суррогат мужской роли. Женская роль, столь же необходимая для формирования полноценной личности у ребенка, также искажается своей однобокостью. В результате ребенок становится… неуверенным в себе маменькиным сынком.
         Ребенок также может стать капризным и требовательным. И эта капризность будет проистекать из неуверенности в себе. Отсутствие запретов, особенно в возрасте после 4-х лет, - это верный способ воспитать боязливого человека, как бы парадоксально это не звучало. Это объективный закон психики.
         У ребенка может развиться повышенная эмоциональная чувствительность. И она, как и все качества личности, приобретенные ребенком в период от 3 до 6 лет, останутся с ним на всю жизнь!
         Что делать? Матери необходимо вспомнить свою материнскую роль. Мамина ласка не может «испортить» ребенка! А вот ее отсутствие …
         Необходима и коррекция поведения бабушки. Для этого достаточно чаще обращаться к самому образу матери: «Покажем это маме. Как ты думаешь, маме понравится? Мама сказала так. Надо спросить у мамы». Ребенок скоро осознает разницу материнской и бабушкиной роли.
         Важный момент. Как бы тяжело не было это делать маме, как бы не стремилась это сделать бабушка, но если ребенок капризничает, разобраться с капризом должна именно мать! Лучше всего если бабушка вообще не будет вмешиваться.
         Найдите в своем окружении носителя мужской роли и постарайтесь почаще предоставлять возможность ребенку пообщаться с ним. Если вы не собираетесь выйти замуж, обратите внимание на родственников мужского пола: братья, дяди, племянники и просто хорошие знакомые. Предоставьте возможность ребенку узнать настоящий мужской мир.
 
         Помните, ваша семья самая чудесная и самая уникальная! Вы просто умницы, и мальчик у вас – золото и будущая опора, а все трудности – временны!