Готов ли ребёнок к школе

Готов ли ребёнок к школе
 
         Не существует каких-то абсолютных критериев готовности ребёнка к школе, важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учёбы. Именно эти показатели определяют познавательную учебную мотивацию, характеризуют интеллектуальные способности и эмоциональный фон готовности ребёнка к школе.
        В основном родители тревожатся по поводу внешних признаков готовности к обучению, развитию у ребёнка усидчивости, аккуратности, послушности. Очень важно как ребёнок воспримет переход из «тепличных» условий детского сада в строгую, а порой и жёсткую атмосферу школы, подружиться ли с одноклассниками и учителями, станет ли для него школа «вторым домом».
        Эти и подобные вопросы касаются социальной готовности ребёнка к учёбе, без которой он не сможет успешно адаптироваться к своей новой роли – роли школьника. Они затрагивают проблемы мотивации к учению, общения, физической готовности, индивидуально-личностных особенностей детей, взаимоотношений с родителями, безопасного поведения.
         Если ваш ребёнок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью. Заметить эти признаки можно заранее. В этом случае ребёнок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живёт только по принципу «хочу», совершенно игнорирует «надо».Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтения. В самостоятельной деятельности ребёнок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны и ограничены. Дошкольник, готовящийся к учёбе, обычно с удовольствием изучает буквы, стремиться побыстрее научиться читать и писать, проявляет в 5 -6 лет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу!».
           Но не только умения писать, считать и читать определяют мотивационную готовность к школе. Прежде всего – это желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
         Если вы замечаете, что ваш ребёнок излишне капризен и строптив, предпочитает жить по «собственным» правилам, считает, что в школу ходят только чтобы поиграть, побегать, пообщаться, что там не надо трудиться, а только получать удовольствия – это серьёзные сигналы низкой школьной мотивации. Но разочаровываться не стоит. Возьмите своего ребёнка за руку, отведите его в школу, покажите, как там много детей, поговорите после уроков с учителями и первоклассниками.
         Нежелание идти в школу ожжет объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети обычно не могут принять, что в школу нельзя брать любимые игрушки, что чужие дети могут обидеть. Это показатели неуверенности в себе, высокой внутренней тревожности ребёнка.
      
                     Расскажите ему, как вы учились, приведите в пример обычного ученика, который хорошо учится, имеет друзей, ходит в секцию, вежлив, помогает старшим. Воспитывайте ребёнка на положительных примерах, рассказывайте, что дают человеку знания. Спросите, есть ли у него в жизни цель, кем бы он хотел стать. На кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребёнку достичь цели. Стать похожим на людей, которые ему нравятся.
          Если в вашей семье есть уже школьник, не совершайте грубой ошибки – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребёнка, не ругайте и не наказывайте – всё это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей, и вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!
          Общение – неотъемлемая сторона человеческой жизни. Взаимодействуя ребёнок получает знания об окружающем мире, усваивает нормы и правила жизни в обществе, понимает чувства и переживания других людей. Общение формирует образ собственного «я», позволяет ребёнку оценить степень принятия его окружающими, избежать чувства одиночества и ненужности.
        Ребёнок, не умеющий общаться со сверстниками, по-своему несчастен. Он лишён радости иметь друзей, получать поддержку, развиваться в играх. Родительская любовь – огромная сила, но она не сможет заменить живое общение со сверстниками.  
       Понятие «готовность к обучению» включает в себя определённый уровень физического развития, показатели здоровья ребёнка. Возраст старшего дошкольника предполагает серьёзные изменения в формировании нервной системы (в этом возрасте отмечается наибольшее увеличение головного мозга – от 90 % веса мозга взрослого человека), костно-мышечной – нарастает масса тела, движения усложняются, разнообразятся, становятся более координированными и точными, ребёнок различает правую и левую стороны тела, у него формируется представление о строении своего организма. Ребёнок способен самостоятельно ухаживать за собой, одеваться, чистить зубы, соизмерять количество съеденной пищи со своими потребностями, не позволяет кормить себя насильно, как и взрослые. Будет есть только то, что ему действительно хочется.
       Однако в последнее время многие родители жалуются на высокую заболеваемость у детей, появление хронических соматических и психосоматических болезней. Это, несомненно, снижает уровень готовности к обучению, так как каждый день болезни – это преграда для развития психики ребёнка, он снижает активность детей, тормозит работоспособность и выносливость. Научите детей методам снятия психофизической усталости. Хороший эффект даёт прослушивание спокойной музыки, просмотр фотографий, ресурсных видеофильмов или мультиков, которые поднимают настроение и активность детей.
        Как бы ни «старались» педагоги сделать всех детей одинаковыми, им это никогда не удастся, а самое главное, они этого и не хотят. Чтобы вырастить талантливых математиков, художников, музыкантов, все мы должны приложить огромные усилия для мягкого, понимающего, доброжелательного, совершенного и индивидуального подхода к будущим школьникам.
   
           Поэтому, загоняя ребёнка в угол в виде наказания, подумайте, что он там чувствует и переживает – безысхдотность, одиночество, ущербность, желание отомстить. Каждый раз, попадая в это «заветное» для некоторых родителей место, ребёнок теряет часть себя, своей уверенности и свободы, не видит выхода, пускает в свою душу одиночество и отверженность, подавленность и вину.
       Наказывать ребёнка надо, но не зато, что он вот такой есть, а за поступок, который он совершил. Наилучшим способом может стать метод естественных последствий, справедливый и обучающий.
       Этот метод экологичен для души ребёнка, воспитывает в нём чувство ответственности и самостоятельности, не вызывая обиды и злости.
        Будьте осторожны и с излишней похвалой: формирование завышенной самооценки – начало трагедии посредственности. Хвалите ребёнка только за то, что достигнуто собственными его усилиями. Мотивируя на успех, вы поможете развитию сильной, уверенной в себе личности.
 
 
 
Педагог – психолог